Москва

Куда переселяются гости столицы

Гостиничный бизнес сейчас ощущает на себе влияние экономического спада. Из 25 намеченных на 2008 год к открытию отелей реально заработали только 8. Тяжелее всего приходится гостиницам высшей ценовой категории – а именно к таким относится большинство московских отелей. Что будет происходить с сегментом в дальнейшем? Поможет ли внутренний туризм увеличить упавшую практически до исторического минимума загрузку московских гостиниц?

Борьба за гостя

Долгое время дефицит предложения позволял удерживать на высоком уровне цены на услуги российских отелей – они оставались одними из самых высоких в мире. Впрочем, остаются они такими и сейчас, хотя снижение уже заметно, а в перспективе ожидается существенная корректировка. «За IV квартал 2008 года доходность московских отелей резко снизилась, – рассказывает Омар Гаджиев, управляющий партнер девелоперской и консалтинговой компании Panorama Estate. – К концу 2008 года загруженность гостиниц составила менее 50% – такого низкого спроса на рынке не было с 2001 года. В ближайшее время стоимость номеров может снизиться до 30%».

Сильнее всего на данный момент пострадал корпоративный сегмент: кризис, общее снижение деловой активности имеют своим прямым следствием сокращение количества командировок и бизнес-мероприятий.

«Загрузка московских отелей снизилась. Пока снижение не приобрело какого-то катастрофического характера, но борьба за гостя началась, – делится своим видением ситуации Вадим Прасов, генеральный директор издательства Hospitality, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров. – При этом Rack Rates остались практически неизменными, а вот в части revenue management можно констатировать серьезную активность».

«Если говорить о гостиничном бизнесе с точки зрения управления, то можно сказать о том, что компании стали серьезнее относиться к оптимизации расходов. Серьезных увольнений пока еще не последовало, насколько я знаю, ни в одной компании, но определенные статьи расходов пересматривают фактически все, в том числе и мы. Главное правило: клиент не должен чувствовать на себе сокращения расходов», – рассказывает коммерческий директор AZIMUT Hotels Company Михаил Фельдман.

Приток иностранных туристов в Россию сократился, что, безусловно, сказывается на загрузке: в конце прошлого года заполняемость московских гостиниц высшей категории (четыре-пять звезд) составила, по данным Praedium ONCOR International, 69%. «Влияние кризиса оказалось сильнее, чем многие предполагали. В среднем падение составило от 10 до 20%. Загрузка московских отелей уже упала и, вероятнее всего, на этом уровне не останется. Мы прогнозируем падение загрузки к марту-апрелю еще на 5-7% и ее дальнейшее снижение», – говорит Михаил Фельдман.

На россиян надежды мало

Вряд ли поможет выровнять ситуацию с загрузкой и развитие внутреннего туризма, тем более что его основой на сегодняшний день является все тот же бизнес-туризм. «Коммерческие организации резко меняют как количественные, так и качественные показатели своей деловой активности: уменьшается количество направлений для командировок сотрудников, сроки командировок, численность сотрудников, направляющихся в деловые поездки, также снижается; пересматривается в сторону снижения бюджет стоимости поездок, – рассказывает Ирина Панина, директор департамента консалтинга компании Smart property. – Что касается познавательного туризма, экономический спад не способствует увеличению количества путешествующих. На фоне сокращений и снижения зарплат, роста цен и инфляции путешествия для большинства наших сограждан отступят на дальний план».

К тому же, положа руку на сердце, простое сравнение поездок по стране и недорогих заграничных туров (Турция, Египет и иже с ними) дает понять: часто перелет за океан обходится дешевле визита в российскую глубинку.

Для существенного роста внутренней туристической активности необходимы, подчеркивает Вадим Прасов, несколько факторов:
— решение транспортной проблемы (прежде всего в части высоких цен на билеты);
— появление качественного предложения, как с точки зрения средств размещения, так и в части туристических программ;
— соответствие ценового предложения на российские отели их качественной составляющей.

Отмена и отсрочка

2008 год, вообще говоря, был для гостиничного рынка годом довольно активного развития. О выходе на российский рынок заявил ряд крупных западных компаний. Так, «Интурист» и International Hotel Investments создали совместный фонд для развития сети гостиниц 4-5 звезд на территории РФ, а финская гостиничная компания Sokotel заявила о планах в течение 7-8 лет инвестировать 600-700 млн евро в развитие сети Sokos в России.

Инвестгруппа Far East Organization рассказала о намерении приобрести в Москве или Санкт-Петербурге здание сталинской эпохи с целью переоборудования в люксовый отель под брендом The Fullerton. «Принадлежащая властям Дубая люксовая гостиничная сеть Jumeirah Group может приобрести миноритарный пакет в отеле «Пекин» в Москве, в настоящее время на 100% принадлежащего ВАО «Интурист», – продолжает этот список Ольга Павлик, руководитель отдела исследований и аналитики. – На российский гостиничный рынок выходят новые бренды с мировым именем: на месте гостиницы «Минск» в 2010 году откроется 5-звездочный отель под брендом Intercontinental Moscow Tverskaya, а к 2011 году в центре Москвы должна быть построена гостиница категории de luxe сингапурской гостиничной сети Raffles Hotels and Resorts. Компания Mandarin Oriental Hotel Group и управляющая компания «Уникор» подписали договор на управление luxury-отелем Mandarin Oriental Moscow (бывшая гостиница «Центральная»), который запланирован к вводу на 2011 год. Знаковым событием стало открытие после реконструкции гостиницы категории 5 звезд Hilton Moscow Leningradskaya вместимостью 273 номера. Это первый проект международной сети Hilton в России, которая планирует дальнейшее развитии своего бизнеса в России».

Кризис заметно скорректировал планы многих: так, из намеченных к вводу в 2008-м более чем 25 гостиниц (совокупным фондом свыше 3400 номеров) пока открыты только 8.

Сдвинулись сроки ввода в эксплуатацию гостиницы «Москва», а начало строительства гостиницы «Минск» перенесено на 2009 год. Сдвинуты на более поздние даты сроки завершения строительства гостиницы Grand Hyatt Moscow в составе башни «Федерация» в «Москва-Сити». Скорректированы планы по строительству на месте разбираемой «России».

«Из еще недостроенных гостиничных объектов меньше всего пострадают те, строительство которых уже вышло на финишную прямую. В таких случаях вряд ли потребуются новые серьезные финансовые вливания для завершения строительства, – прогнозирует Ирина Панина. – Но и замораживать проект на такой стадии уже совсем не целесообразно. Таким образом, во время кризиса здесь просто будет вестись дальнейшая работа по внутренней отделке и т. п. В качестве подобного примера могу назвать гостиницу Golden Ring, которая в настоящий момент строится на проспекте Мира, где сейчас наша компания занимается координацией взаимодействия службы заказчика на стройке с подрядчиками, а после запуска гостиницы Smart property будет выступать в качестве эксплуатирующей компании».

Четыре, но как пять

В целом понятно, что год для гостиничной отрасли будет, может, и не провальным, но непростым. Цена будет постепенно снижаться, а мотивированные экономической ситуацией граждане все-таки обратят свое внимание на гостиницы звездности «n-1»: аудитория пятизвездочных сместится в отели 4 звезды, четырехзвездочных – в 3 звезды, трехзвездочных – еще десять раз подумает, надо ли куда-то ехать и не обойтись ли арендой квартир посуточно. Закономерным образом пятизвездочным отелям достанется меньше всего аудитории, трехзвездочным – больше всего. Ценообразование от равенства цены и спроса перейдет к более адекватной формуле «цена = качество + набор услуг», считает Ирина Панина.

Что же касается более или менее приспособленных к кризису гостиничных форматов, это довольно эфемерные понятия. «В настоящий момент скорее стоит говорить о региональных проблемах, нежели о форматах, – уверен Вадим Прасов. – Во многих бизнес-городах в РФ деловая активность (а вместе с ней и деловой поток) весьма существенно снизились. Ничуть не краше ситуация в ряде курортных регионов. Высокие цены наряду с низким сервисом при снизившейся покупательной способности населения могут создать большие проблемы в наступающем летнем сезоне. Что касается Москвы, ее перспективы как бизнес-столицы в любом случае остаются более радужными, чем ситуация в целом по отрасли. Впрочем, как объект туристического показа Москва по-прежнему неинтересна».

Текст: Валерия Семенова


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook