Москва

Москва стремится попасть в десятку самых гостеприимных мегаполисов

Чем ближе лето, тем чаще москвичи задумываются над тем, какие страны им еще посмотреть, на побережье каких морей отдохнуть. Городские власти, напротив, волнует, как привлечь в столицу как можно больше туристов.

О мерах, предпринимаемых ими для этого, рассказал в ходе "Делового завтрака" в "РГ" председатель комитета по туризму Москвы Сергей Шпилько.

Российская газета: Сергей Павлович! На недавнем заседании правительства Москвы прозвучали такие цифры: Лондон принимает в год 15,1 миллиона зарубежных гостей, Париж - 8,7, а Москва - лишь 4,1 миллиона, занимая при этом 19-е место среди мегаполисов мира. Неужели это предел? Ведь примерно на этом уровне город держится не первый год...

Сергей Шпилько: Убежден, что Москву можно вывести в десятку, а то и в семерку мегаполисов с самой развитой индустрией гостеприимства, получающих от туризма весомые доходы. Но сначала предстоит разобраться со статистикой. 4 миллиона человек - это иностранцы, прибывшие в Москву через три крупнейших аэропорта и разместившиеся в гостиницах. Те, кто приезжает на автобусах и железнодорожным транспортом, в это число не входят. То есть на самом деле гостей гораздо больше. Надо иметь в виду, что в соответствии с Законом "Об основах туристской деятельности в РФ" туристом считается лицо, временно въехавшее на срок более 24 часов или с ночевкой, но менее чем на полгода с культурно-познавательными, культурно-спортивными, деловыми, религиозными и иными целями, не получающее дохода от местных источников.

Шпилько: То есть практически всех приехавших, кроме трудовых мигрантов, беженцев, нелегалов и приезжающих на ПМЖ, можно считать туристами по закону. Но около половины из этих 4 миллионов, прибывших в аэропорты, - граждане СНГ. А среди них немало приехавших на заработки, то есть совсем не с туристскими целями. В общем, с численностью столичных турпотоков надо еще разобраться. Но ясно, что для такого города, как Москва, она, мягко говоря, пока скромная. .

РГ: Вы планируете ее увеличить?

 

Шпилько: Проектом программы по развитию индустрии отдыха и туризма, в основном одобренном правительством Москвы, предполагается, что в 2016 году столица примет 3,8 миллиона туристов из дальнего зарубежья, а всего - 7,32 миллиона.

РГ: Планировалась передача в ведение комитета координации гостиничного хозяйства города. Это случилось?

Шпилько: Соответствующее постановление подписано мэром. В ходе предстоящей реаорганизации комитет так и будет называться - по туризму и гостиничному хозяйству. В любом случае туризм - это межотраслевой комплекс, вопросы которого относятся к различным структурным подразделениям правительства города. За нами - координация, выполнение комплексного плана мероприятий по развитию туризма на 2011 год, а затем разработка подпрограммы "Развитие индустрии туризма на 2012-2016 годы".

РГ: А как быть с тем, что Москва бьет рекорды в рейтингах по ценам на отели?

Шпилько: По этим рейтингам номер в сутки у нас дешевле 200 английских фунтов не снять. Если же посмотреть данные Росстата, получается, что средняя цена - 2 тысячи рублей. Такая разница объясняется тем, что рейтинговые компании считают отели бизнес-класса, а Росстат - экономкласса. Реально же можно поселиться в приличную трехзвездочную гостиницу, заплатив 800-900 рублей. Но проблема в том, что о Москве как самом дорогом городе знают все, а о том, что здесь есть и другие возможности, мало кто подозревает. Над тем, чтобы такая информация в мире появилась, предстоит еще поработать. Как и над преодолением дефицита мест в гостиницах.

РГ: И когда же он может быть ликвидирован?

Шпилько: По экспертным оценкам, у нас имеется 42 тысячи, по данным Мосгорстата - 38 тысяч номеров в 215 гостиницах. Если учесть еще и отели в торговых, спортивных, административных и других комплексах, их на 20-25 процентов больше. Все они функционируют, принимают гостей, оказывают платные услуги. То есть статистика и тут нуждается в уточнении. Взять те же хостелы. Существовало мнение, что их в Москве - единицы. Вместе с ассоциацией хостелов столицы мы попытались выявить реальную картину. Оказалось, в городе 45 таких дешевых мини-отелей более чем на 3 тысячи мест, причем в большинстве своем расположенных в пределах Садового кольца.

РГ: В любом случае имеющийся фонд в Москве в два раза меньше, чем Лондоне и Париже.

Шпилько: Потому и идет постоянная работа по его увеличению. Вспомним, сколько, например, было гостиниц, если ехать по Ленинградке из Шереметьево до центра города, до распада СССР? Меньше десятка, в том числе 2, которым с натяжкой можно было присвоить четыре звезды. А теперь на пути от "Новотеля" до "Кемпинского" не меньше 15 четырех-, пятизвездочных гостиниц европейского уровня. В частности, лишь в четвертом квартале прошлого года введено в строй 7 отелей более чем на 3 тысячи номеров, среди которых 3 расположены в центре. Это "Минск" на 420 мест, гостинично-деловой центр Lotte Rus на 600 мест и клубный комплекс гостиницы Crown Plaza на 300 мест.

РГ: "Москвы" среди них нет?

Шпилько: Пока нет.

РГ: Кто-нибудь считал, какие убытки понес город из-за того, что эта гостиница выведена из строя на столь длительный срок?

Шпилько: Думаю, что нет. Но демонтаж "Москвы", а главное - вывод из оборота "России" стали серьезным ударом по рынку въездного туризма с точки зрения условий размещения наших гостей. Они ведь были флагманами гостиниц туристского класса. Надеюсь, что частично эту проблему мы решим к 2016 году, когда в соответствии с программой развития номерной фонд в городе должен увеличиться до 44,4 тысячи. Ну а полностью, по нашим расчетам, Москва может догнать мировой рынок к 2025 году: к этому времени должно появиться отелей на 100 тысяч номеров. Конечно, при условии, что будет благоприятный инвестиционный климат и активнее будут решаться проблемы, препятствующие строительству гостиниц в городе.

РГ: Нужны ли дополнительные усилия для того, чтобы привлечь инвесторов именно к сооружению отелей?

Шпилько: Безусловно. Дело в том, что сроки их окупаемости велики: как правило, не менее 7 лет. Правда, сейчас обстановка несколько изменилась. Спрос на офисные и торговые центры в основном удовлетворен. И интерес к гостиничным проектам возрос. Мешает же дефицит площадок под новые проекты и длительные сроки оформления разрешительной документации. Надеюсь, что и эти вопросы в ближайшее время разрешатся, так как градостроительный комплекс активно над ними работает.

РГ: Отели ведь приносят еще и доходы казну города.

Шпилько: Если опираться на официальную статистику Мосгорстата, то доходы гостиниц и других аналогичных средств размещения от предоставления услуг туристам в 2010 году составили 38 миллиардов рублей. Много это или мало? По мировым меркам - немного, по российским - немало (более трети всех гостиничных доходов страны). К 2016 году они должны достигнуть 59 миллиардов рублей. Я имею в виду, что надо учитывать доходы турбизнеса, а также расходы нерезидентов, прибывающих в город с туристическими целями, как делается за рубежом.

РГ: Будете ли вы добиваться обязательной сертификации отелей или вас устраивает нынешний порядок, когда каждый из них может присвоить себе хоть три, хоть четыре звезды, пройдя лишь освидетельствование?

Шпилько: Первое, что сделаем, создадим орган, который возобновит классификацию гостиниц: из-за изменений в нормативной базе она на два года была приостановлена. Для начала пусть классификация будет добровольной, как и положено по российскому законодательству. На нее уйдет не меньше года-полутора лет. С обязательной же могут быть проблемы. Дело в том, что ряд гостиниц располагается в исторических памятниках, где интерьеры тянут на пять с лишним звезд, но, например, бассейн, необходимый для дорогого отеля, там не предусмотрен. Думаю, классификация может быть обязательна, если отель доказал, что не является категорийным по объективным причинам. С другой стороны, наши отели такого класса, будь то "Рэдиссон Ройал" ("Украина") или "Балчуг", по которым, кстати, Москва близка к насыщению (в бизнес-классе не хватает всего 12 тысяч номеров), ни в чем не уступают аналогичным европейским. Что же касается сервиса, то в Москве уже присутствует большинство известных гостиничных брендов. И уровень сервиса там полностью отвечает единым мировым стандартам.

РГ: Вы обмолвились о том, что в настоящее время Москва представляет собой большей частью столицу делового туризма...

Шпилько: Да, больше половины из 4,2 млн разместившихся в гостиницах, приезжают в Москву с деловыми целями: об этом можно судить по динамике их загрузки. Ее пик приходится на весну, осень и будние дни, а летом, в канун Нового года, по праздничным и выходным дням загрузка проседает. Исправить ситуацию может развитие культурно-познавательного туризма, создание новых туристических продуктов, ярких событийных мероприятий.

РГ: И какой же, образно говоря, "джентльменский набор" предлагают московские турфирмы, приглашая иностранцев?

Шпилько: Довольно ограниченный. Турист в Москву приезжает, как правило, на 2,5-3 дня. Совершает обзорную экскурсию, в маршрут которой входит исторический центр, Садовое кольцо, Воробьевы горы, Новодевичий монастырь... Как правило, посещает Кремль с его музеями, Третьяковку или Пушкинский музей. Нередко идет в театр, чаще музыкальный: сказывается языковой барьер. Немного свободного времени, покупка сувениров - и в Питер или по Золотому Кольцу.

РГ: Вы пытаетесь пополнить этот набор?

Шпилько: Конечно же. Город всерьез занялся, например, модернизацией парков. Судя по тому, каким спросом у туристов пользуются обустроенные Коломенское и Царицыно, вызвать интерес способны и другие парки, когда в них будет все необходимое, например для отдыха русской зимой. Появляются интересные железнодорожные маршруты на ретропоезде по живописным местам столицы. Востребованы речные круизы и прогулки на прогулочных теплоходах с раздвигающейся крышей - от гостиницы "Рэдиссон Ройал" ("Украина"). Кроме того, столичная судоходная компания спустила на воду новый тип судна на 120 мест с 70-сантиметровой осадкой, что позволяет значительно расширить географию водных маршрутов, в том числе вниз по Москве-реке и Обводному каналу. А 17 мая после капитальной реконструкции состоялась инаугурация теплохода "Петр Чайковский", а еще ранее были реконструированы теплоходы "Иван Бунин" и "Игорь Стравинский".

РГ: Если Москва привлекает людей больше как деловой центр, то может быть, на этом следует сделать и туристический акцент? Например, устроить экскурсию по святая святых Москвы - Рублевке с посещением, скажем, стандартного дома банкира.

Шпилько: Сомневаюсь, что на внешнем рынке такой продукт будет востребован. Скорее, он больше для внутреннего пользования. Образом жизни, который олицетворяет Рублевка, запад не удивишь. Из "другой" же Москвы зарубежную молодежь больше интересует ночная жизнь города: рестораны, клубы, дискотеки. Но надо помнить и о другом. Когда мы сами едем по путевке за рубеж, очень ли нас интересуют экзотические маршруты? Имея в запасе неделю, большинство туристов предпочитают ограничиться именно "джентльменским набором". Беда в том, что и он-то не очень раскручен за границей. Значит, надо суметь подать его заново. К примеру, ту же Масленицу. В этом году мы предприняли попытку провести ее даже не столько по-новому, сколько более грамотно. И что же? Никогда там прежде не было такого столпотворения! Будем раскручивать этот праздник и дальше, выносить его презентации на разные зарубежные площадки.

Пример в создании нового турпродукта показывает Кремль - поставщик такого уникального зрелища, как развод пеших и конных караулов Президентского полка ФСО России. С успехом проходит и Фестиваль военно-духовых оркестров разных стран, ставший традиционным в День города. Есть большой потенциал и у фестивалей военно-исторических клубов с реконструкцией памятных сражений: эта ниша пока не занята на мировом карнавальном рынке.

РГ: Без рекламы тут не обойтись.

Шпилько: Продвижение на внешнем рынке региона или страны во всем мире является важнейшей прямой функцией соответствующих органов управления туризма. В наших планах на этот год и в программе на 2012-2016 годы - создание столичного туристского интернет-портала, теле- и радиопередач о Москве (в том числе телепрограмм на зарубежных каналах), участие в международных выставках, работа с печатными СМИ, организация ознакомительных туров для журналистов и турбизнеса. Даже в пределах существующего финансирования можно добиться многого. Например, традиционную майскую выставку MITF в Гостином Дворе мы превратили в весеннюю ярмарку - распродажу путешествий, придали ей социальную направленность, шире представив детский, молодежный, спортивный, оздоровительный турпродукт, туры для инвалидов, и т.д. И выставка ожила! И народу было много, и число профессиональных участников увеличилось - туркомпаний, гостиниц.

РГ: Отслеживаете ли вы, что нравится туристам в Москве, а что огорчает?

Шпилько: Судя по исследованиям Росстата, больше всего претензий к транспорту и ценам на гостиницы. Не хватает и привычных в других мегаполисах удобств - указателей на латинице, Call-центра, стоянок для туравтобусов в центре города, туалетов и т.д. Работа начата во всех направлениях. В июле, например, откроется туристский Call-центр, идет обновление системы указателей. В городе уже размещено более 30 туристских карт на русском и английском языках в местах, наиболее посещаемых туристами. Решается вопрос с остановками и стоянками для туристских автобусов в центре. Для туристов скоро выпустим новые карманные карты города на разных языках и путеводители. Все это задачи этого года. А впереди - версии путеводителей по Москве для IPad, IPhone и других коммутаторов. В общем, чемпионат мира по футболу в 2018 году должен одновременно стать презентацией Москвы как современного туристического центра, уже привлекающего миллионы туристов со всего света.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook