Москва

Отельеру – творческий подход, сотруднику – мотивацию и улыбку

Для любой отрасли российского бизнеса поиск перспективных и готовых к плодотворному труду работников становится на фоне российской демографической ситуации одной из первоочередных задач. Но для гостиничного дела этот вопрос стоит особенно остро: как привлечь действительно гостеприимных сотрудников в индустрию гостеприимства? Как из кадров, с которыми приходится работать, вырастить тех, с кем работать хочется? Ответы игроки рынка, представители учреждений образования и некоммерческих организаций искали в процессе дискуссии «Как сделать действующий отель успешным и эффективным» на II Гостиничном форуме, организатором которого выступило Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии в рамках выставки INWETEX – CIS TRAVEL MARKET.

Модератор дискуссии, исполнительный директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова призвала участников форума активно высказываться по актуальным кадровым проблемам отельной индустрии и не только критиковать сложившуюся ситуацию, но и предлагать свои пути её улучшения. До недавнего времени отельеры, которым требуются квалифицированные и при этом не слишком дорогие кадры, и вузы, эти самые кадры готовящие, редко сходились лицом к лицу и ещё реже слушали друг друга, предпочитая выдвигать взаимные претензии. Задачей Гостиничного форума стало вызвать работников, работодателей и вузы на взвешенный и в то же время максимально честный разговор о требованиях бизнеса, возможностях системы профессиональной подготовки и том, как в существующих условиях добиться максимально эффективного взаимодействия между участниками процесса.

Любопытно, что при этом дискуссия началась с рассмотрения вариантов утоления кадрового голода гостиниц, альтернативных найму специалистов с профильным образованием. Исполнительный директор НОУ «Школа Амбассадор» Ольга Якубенко вынесла на рассмотрение участников дискуссии несколько возможных вариантов. Первым из них стал популярный ныне во многих отраслях бизнеса аутсорсинг. Однако этот метод не очень любим отельерами: во-первых, это достаточно дорого, во-вторых, в случае, например, с «чужими» горничными встает вопрос безопасности вещей клиентов.

По мнению участников дискуссии, в высокий сезон более эффективно привлечение низкоквалифицированной иностранной рабочей силы (в основном из стран бывшего СССР). Опытом такого сотрудничества поделилась Жанна Саргсян, генеральный директор мини-отеля «Шелфорт»: «Сотрудника нам посоветовали коллеги. Разрешение на работу у него было, так что мы все сделали по закону. Сначала было страшновато решаться на такой шаг, однако затем мы были приятно удивлены качеством работы». Вопрос с санитарными документами такого работника, которые могут оказаться поддельными, можно, оказывается, решить очень просто: заставить его сделать все заново буквально на глазах у работодателя. В поисках хороших и «недорогих» сотрудников отельерам сегодня необходимо проявлять как минимум смекалку, как максимум – выдающиеся креативные и организационные навыки. Пример первого – поиск сотрудников в социальных сетях, в основном, в наиболее подходящей для этого «Вконтакте», где аудитория достаточно молода. Вывесил в группе или на своем профайле объявление – и претенденты находят тебя сами. Горничную таким образом найти не очень легко, а вот аниматора и администратора за стойку регистратуры – всегда пожалуйста.

Пример творческого и нестандартного подхода к подбору сотрудников привела Ольга Якубенко: «В Ленинградской области достаточно много молодых женщин, которые хотят работать. Часто это матери-одиночки, которые должны ежедневно заботиться о своих детях.

Как дать им работу и при этом остаться в выигрыше? Предложить двум мамашам скооперироваться: каждая из них будет работать примерно по три дня в неделю, в то время как другая – сидеть с детьми, своими и «коллеги».

Однако имеет ли смысл концентрироваться на весьма необычных способах поиска трудолюбивых и верных сотрудников, когда существуют профильные вузы, готовящие их в масштабе, способном адекватно удовлетворить аппетиты индустрии? Дискуссия продемонстрировала, что между вузами и отельерами нет «неразрешимых» противоречий: обе стороны могут и будут проявлять гибкость, чтобы достичь конечного результата – хорошо подготовленного выпускника с высшим образованием, желающего работать по специальности.

Информационный обмен между вузами и гостиницами поставлен достаточно хорошо, считает начальник отдела организации практик и трудоустройства студентов Балтийской академии туризма и предпринимательства Нина Чернышева. «Информацию о вакансиях, получаемую от отелей, мы размещаем на стендах и на сайте вуза. Наши выпускники и студенты работают во многих гостиницах города».

Отельеры признают: действительно, многие отели в городе частично или полностью укомплектованы специалистами с профильным высшим образованием. Однако издержки начальных стадий карьеры – низкие заработная плата и социальный статус – зачастую демотивируют сотрудников. Ведь все профильные высшие учебные заведения города готовят менеджеров, а не специалистов, и после пяти лет обучения совсем не хочется стоять за стойкой регистрации.

По мнению сопредседателя клуба отелей «The Hotels Club» Елены Речиц, современные студенты отличаются крайне низкой ответственностью и заботой о своем будущем, часто уходят по личным обстоятельствам с предоставляемых им практик, даже оплачиваемых.

С этим можно справиться, полагают отельеры. Главное – повысить мотивацию, доказать студенту, что его нынешняя «скучная» или «малоперспективная» работа принесет свой урожай в будущем. Нужно рассказать своему сотруднику вдохновляющую историю успеха, заставить, по меткому выражению одного из участников дискуссии, «поверить в то, что его персональные Васюки действительно превратятся в Новую Москву, даже если студент нужен Вам всего лишь на месяц».

Декан факультета туризма и гостиничного хозяйства Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета Марина Морозова отметила, что студенты профильных вузов зачастую не имеют представления о том, из чего на самом деле должен складываться хороший сервис. «На зарубежных стажировках наших студентов учат, в первую очередь, тому, как всегда улыбаться», - рассказала она. Именно поэтому так важна совместная работа вузов и отелей: отель «доводит студента до нормального понимания дела». Профессионалы отельного бизнеса огласили и ряд других претензий к вузам: неоправданно большое количество часов, отведенных на теоретическую подготовку в ущерб практике; несбалансированность состава специальности при выпуске (нужно больше специалистов среднего звена, а не менеджеров), неудобный срок прохождения многих практик (так, в «Амбассадор» студенты приходят в середние февраля, когда учить их проблематично – приходиться тренироваться «на кошках»).

Результатом дискуссии стало рождение нескольких продуктивных идей, которые стоит воплотить на практике. Первая – последовательные летние стажировки студентов, в рамках которых их позиция зависит от курса: 1-й курс – официант или горничная, 2-й – администратор за стойкой, а далее – вверх по карьерной лестнице. Это поможет студентам быстрее адаптироваться к реалиям бизнеса, в которых они собираются работать. Вторая плодотворная идея – стажировки преподавателей профильных вузов в крупнейших отелях города, которые помогли бы им познакомиться с новыми тенденциями гостиничного дела и сбалансировать теоретический и практический компоненты в образовании. Подводя итог разговора, исполнительный директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова отметила: чем живее, острее и содержательнее дискуссия, чем больше в ней участников, обладающих большим и разнообразным опытом, тем больше шансов не просто на обмен мнениями, а на рождение совершенно новых, творческих подходов к поиску кадров для индустрии гостеприимства. Похоже, прошедший II Гостиничный форум ожидания на появление новых идей оправдал.


Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook