Москва

Россия проигрывает конкурентную борьбу за привлечение иностранных туристов

Вчера в центральном офисе «Интерфакса» в Москве состоялась пресс-конференция Российского союза туриндустрии, посвященная ситуации на рынке въездного туризма в стране. В ней приняли участие президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, вице-президент РСТ, президент компании «КМП-групп» Владимир Канторович, руководитель Комитета по въездному туризму РСТ, генеральный директор компании «Академсервис» Леонид Исакович, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

Прогнозы РСТ сбываются
Сергей Шпилько в своем выступлении отметил, что Российский союз туриндустрии давно и неоднократно предупреждал о ближайшей перспективе снижения въездного турпотока в нашу страну. И сегодня, основываясь на данных официальной статистики, приходится констатировать, что в 2004 году количество прибытий иностранных туристов в Россию по сравнению с 1999 годом уменьшилось на 6,9%, а по сравнению с 2003-м - на 9,2%. За шесть месяцев 2005 года въездной турпоток в Россию снизился на 10,6% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.
«В 2004 году с целью туризма к нам въехало 2861 тыс. человек. Для такой страны как Россия эта цифра откровенно мала, - сказал г-н Шпилько. - Но даже если взять общее количество прибытий в 2004 году - чуть более 22 млн. - и всех их считать туристами, то все равно доля России в мировом въездном потоке составляет менее 1%».
Другое дело, что, по данным той же госстатистики, въезд до сих пор сокращался, в основном, за счет традиционно «челночных» направлений - Польши, Финляндии, Китая, а также миграционных, то есть стран СНГ. Прибытия из экономически развитых стран, генерирующих реальные мировые турпотоки, из года в год увеличивались. И впервые в этом году статистика первых шести месяцев показала, что по некоторым странам въезд с туристическими целями стал стагнировать (Испания, Канада, Нидерланды, Япония), а по целому ряду даже сокращаться (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Норвегия, Франция, Швейцария и т.д.)
Но это, напомнил Сергей Шпилько, показатели официальной статистики. По оценкам же туроператоров, принимающих туристов в России, в прошедший летний сезона даже на наиболее популярных направлениях - Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо - зафиксировано сокращение прибытий на 20-25%. Аналогичная ситуация сложилась и на рынке весьма популярных у иностранцев речных круизов.

Визовая политика в качестве стимула
Журналистам были представлены итоги экспертного опроса 115 работающих на въезд туроператоров, который РСТ провел в 24 регионах России. По результатам этого исследования составлен рейтинг проблем, препятствующих развитию въездного туризма в нашу страну (см. таблицу). Совершенно очевидно, что большинство вопросов, которые необходимо решить для увеличения турпотока в Россию, относятся к компетенции непосредственно государства.
Как подчеркнул Сергей Шпилько, основные проблемы, мешающие развитию въездного туризма, напрямую связаны с общеэкономической ситуацией, в частности, инвестиционным климатом в стране. И, по большому счету, именно этим объясняется, например, дефицит гостиниц туркласса, то есть уровня 2-3*, и других объектов туристической инфраструктуры. Но есть первоочередные вопросы, которые государство может решить, а некоторые уже начало решать. На прошедшем в Лондоне саммите, как известно, Россия и Евросоюз договорились об упрощении въезда в Россию для граждан экономически развитых стран. Речь пока не идет о туристах, но, тем не менее, это важный шаг для стимуляции въездных потоков. А договоренность о единой стоимости виз в 35 евро не только для стран Шенгенской зоны, но и для всего Евросоюза, дает основания надеяться, что и Россия в ближайшее время перейдет к реально паритетному варианту, а также сократит сроки выдачи виз максимум до трех-четырех дней, зарабатывая на колич! естве выданных въездных документов, а не на срочности их оформления. Но решение вопроса упирается не столько в МИД, который занимает по этому поводу достаточно конструктивную позицию, а в то, чтобы обеспечить достойное финансирование российских консульств за рубежом со стороны Минфина.
Но все эти меры можно рассматривать лишь как первый шаг на пути упрощения визовой процедуры, поскольку наши конкуренты - страны Юго-Восточной Азии, Восточной Европы и даже СНГ, например, Казахстан, Киргизия, Украина - идут по пути перехода на режим безвизового въезда для экономически развитых стран и поэтапной отмены институтов подтверждения и обязательной регистрации.
Показательные примеры значения визовой политики для привлечения турпотоков привел на пресс-конференции Леонид Исакович. По его словам, за последние два сезона Россия потеряла 50-60% израильского рынка, весьма важного для въездного туризма нашей страны. Причиной стала отмена Чехией и Венгрией виз для израильтян, и они дружно поехали в Восточную Европу. Пару лет назад по аналогичной причине заметно снизился въездной поток в Россию из Японии. Японские туристы предпочли Китай, который установил для них безвизовый въезд. В результате турпоток из Японии в Китай увеличился в 4 раза.

Что дорого - то не мило
Русская пословица «Что дорого - то мило» в отношении турпоездок в Россию не работает. Въездной поток из Западной Европы в нашу страну сокращается во многом из-за высокой стоимости туров. Об этом сказал на пресс-конференции Владимир Канторович. «Даже себестоимость туров в Россию превышает «желательную» платежеспособности граждан западноевропейских стран, - считает г-н Канторович. - То есть, они, конечно, могут потратить такие деньги на путешествие, но не будут этого делать, поскольку есть огромный выбор гораздо более выгодных предложений из Восточной Европы».
С ним согласен Леонид Исакович. Он отметил, что классический недельный тур Москва - Санкт-Петербург за последние четыре года подорожал в 2-2,5 раза, и сейчас обходится европейцу в 1300-1400 евро при размещении в двухместном номере. При этом аналогичная поездка в Чехию или Венгрию стоит 500-700 евро.
Г-н Исакович подчеркнул, что стоимость турпакета в Россию растет за счет всех составляющих. Например, за четыре года стоимость железнодорожного билета Москва - Санкт-Петербург выросла с $28-30 до $80, билеты в самые популярные музеи увеличилась в 3-4 раза, услуги гостиниц и предприятий общественного питания каждый год дорожают на 20-25%.

Пошлины против инвестиций
На прошедшей пресс-конференции также обсуждалась ситуация с привлечением инвестиций для развития туристической инфраструктуры в стране. Как отметил Сергей Шпилько, помимо снижения таможенных пошлин на импорт воздушных пассажирских судов, на котором сейчас настаивает Минэкономразвития, необходимо срочно рассмотреть вопрос о снижении, а лучше отмене таможенных пошлин на импорт современных туристических автобусов. Сегодня, чтобы ввезти в страну современный автобус, надо к его цене прибавить 20% - таможенные пошлины, 18% - НДС, 2,2% - налог на имущество. В итоге стоимость его для российских компаний увеличивается на 44% по сравнению с ценой, которую платят за такую же машину наши коллеги, например, из стран Балтии. Конкретно: установка таможенных пошлин на автобусы старше 7 лет в 3 евро за 1 куб. см двигателя увеличивает стоимость комфортабельного и безопасного западноевропейского туристического автобуса на 36 тыс. евро. В результате многие турфирмы не могут воо! бще позволить себе не только новые, но и даже подержанные автобусы недавнего года выпуска. Да и смысла нет их покупать: из-за высокой цены значительно растягиваются сроки окупаемости этих инвестиций. В результате оказывается под угрозой безопасность туристов, которых возят на старых автобусах с соответствующими техническими характеристиками.
Судите сами: по данным таможенной статистики за шесть месяцев 2005 года в страну ввезено 176 новых туристических автобусов. А подержанных - 1493, в том числе 163 - 80-х годов выпуска и 1042 - 1997-98 годов, ввезенные из Китая и Кореи.
Аналогичная проблема с речными круизными судами, которых реально в России не строят, а при импорте накручивается 23% стоимости (18% НДС плюс 5% таможенные пошлины). Сроки окупаемости, опять же, зашкаливают далеко за 10 лет. Не случайно затормозилась даже объявленная сделка по строительству первых шести теплоходов для России в Германии, а отечественный круизный флот представляет собой чуть ли не экспозицию плавучего музея. Иными словами, без кардинального снижения налогов и таможенных пошлин на импорт транспортных средств для перевозок туристов реальных перспектив укрепления позиций на мировом туристическом рынке у России просто нет. Этот же вопрос необходимо срочно решать и в отношении импортного оборудования - лифтового, холодильного, вентиляционного и др. - для гостиниц и других предприятий индустрии гостеприимства.

На рекламу - не менее $100 миллионов
Еще одна не менее важная проблема - некоммерческая реклама туристических возможностей страны за рубежом. Из федерального бюджета на это выделяется всего3 млн. евро, включая не только непосредственно рекламные акции, но и выставки, конференции и прочие мероприятия, проводимые Федеральным агентством по туризму. А та же Польша в 2006 году намерена потратить на свое продвижение более 60 млн. евро. Даже Франция, давно лидирующая на рынке въездного туризма, выделяет на рекламу страны 60 млн. евро, не считая региональных бюджетов. В среднем же каждая страна Евросоюза тратит на некоммерческую рекламу 34 млн. евро.
Поэтому, по мнению президента РСТ, в России расходы на эти цели из федерального бюджета, если страна действительно делает ставку на развитие туризма, не могут составлять меньше $100 млн. в год. «И пора, наконец, признать экспортный характер предпринимательской деятельности в области въездного туризма, предусмотрев соответствующие льготы по НДС», - сказал Сергей Шпилько.
Как видно из прилагаемой таблицы, перечень подобных вопросов к государству можно продолжить. Но если экстренно не взяться за решение хотя бы вышеупомянутых первоочередных проблем, то нам еще долго придется удивляться тому, что в Россию приезжает так мало иностранных туристов, въездным туризмом в стране реально занимается не более 1-2% зарегистрированных фирм, а дефицит платежного баланса по статье «Поездки» - при наших-то богатейших туристических ресурсах - составляет в 2004 году, по данным Банка России, более $10,5 млрд.

Комментарии к статье пока отсутствуют. Будьте первым!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на портале.

Обсуждение ВКонтакте

Обсуждение на Facebook